Обратная сторона греха
Все знают, что в христианстве существует семь смертных грехов, способных ввергнуть человека в ад. Ну если не в этой жизни, то в последующей... Но давайте рассмотрим, так ли однозначно наше понятие о грехах? Ведь если Бог их допускает, значит, это зачем-то нужно?
Совсем недавно социальный психолог Саймон Лахам из Мельбурнского Университета написал книгу «Радость греха», в которой приводит аргументы в пользу семи смертных грехов для человека. Грехи могут иметь и конструктивное значение, доказывает ученый.
Так, блуд улучшает наше мышление, повышает настроение и помогает строить любовные отношения. Как показывают исследования, люди, которые много думают о сексе, лучше решают аналитические задачи. Кроме того, секс делает нас альтруистами, так как мы стремимся угождать партнеру, чтобы получить удовлетворение. В надежде на секс мы становимся более миролюбивыми и гасим конфликты.
Что же касается чревоугодия, то те же исследования показывают, что, удовлетворив свою страсть к еде, люди становятся более великодушными. Так, испытуемые, съевшие кусок пирога, после этого чаще жертвовали средства на благотворительность. Чем это объясняется? Вероятно, тем, что сытый человек перестает думать о хлебе насущном, а состояние довольства располагает к альтруистическим действиям.
В алчности, на первый взгляд, нет ничего хорошего. Часто говорится, что не в деньгах счастье. Но ведь деньги можно тратить по-разному. Согласно исследованиям, люди, которые тратили деньги на то, чтобы испытать какой-то опыт (скажем, экстремальных развлечений), чувствовали себя в целом более счастливыми, чем те, кто приобретал различные материальные ценности.
Лень склоняет людей ко сну, а между тем, здоровый сон способствует улучшению памяти и других умственных способностей. Недаром часто именно во сне к нам приходят различные озарения и решения проблем.
Лень в описании семи смертных грехов часто заменяют также унынием, причем утверждается, что это худший из грехов! Ведь человек, предающийся унынию, роптающий на свою жизнь, отказывается от своей божественной миссии и порой даже кончает суицидом... Следовательно, он отрицает сам замысел Господа относительно себя! Так учит Библия.
В наше время состояние уныния зовется депрессией. По мнению американского профессора Джерома Уэйкфилда, депрессия никогда не возникает случайно, у нее есть определенная полезная функция. Ученый считает, что ее следует рассматривать как некое переходное состояние. Блокируются все посторонние чувства и эмоции, мы как бы «останавливаемся» и прислушиваемся к себе, находя тот стимул, который заставит нас сменить направление, встать на другие рельсы и устремиться к новым вершинам и достижениям.
Гнев помогает нам влиять на других людей. Выбитые из колеи чересчур импульсивным собеседником, они готовы скорее согласиться с претензиями агрессора, лишь бы не быть объектом его ярости... К тому же, как показывает статистика, гневные посредники более успешны в переговорах. А вот дипломатичное поведение далеко не всегда приносит должный результат. Впрочем, все зависит от ситуации.
Зависть означает в первую очередь сравнение себя с другими. А это нередко заставляет человека мобилизовать свой потенциал. Так, школьники, которые сравнивали себя с более успешными учащимися, получали более высокие оценки на экзаменах.
Гордыня заставляет людей держать марку, чтобы не ухудшить свою оценку в глазах других. Гордые люди более выносливы, им можно поручать сложные задания, и они чаще берут на себя руководящую роль, чтобы удержать статус.
Также, как известно, грехи нередко являются следствием аморального мышления. Но оказалось, за прагматичный расчет и моральные ценности у человека ответственны разные отделы мозга. Если что-то проходит по «моральному» ведомству, то нас не заставишь изменить своим принципам ни за какие деньги. Это экспериментальным путем выяснила группа ученых из Университета Эмори (США).
В ходе эксперимента нейрофизиологи отобрали 27 женщин и 16 мужчин. Испытуемых попросили оценить несколько суждений. Например, высказать свое мнение о некоторых религиозных максимах или дать оценку утверждениям: «Я считаю, что в торговле детьми нет ничего предосудительного». Среди предлагаемых суждений были и совершенно невинные, типа: «Я предпочитаю драже разных цветов». В то время как добровольцы высказывались, исследователи измеряли активность их мозга путем магнитно-резонансной томографии.
После этого участникам предлагалось подписать бумагу, в которой утверждалось нечто, противоречащее их моральным убеждениям - допустим, что они якобы соглашаются, что детьми можно торговать. В обмен на отказ от принципов испытуемому вручали некоторую сумму денег.
И что же? Если человек ставил свою подпись под документом, то у него «включались» те зоны мозга, которые бывают задействованы, когда мы рассчитываем выгоду от какого-то дела, решаем, насколько оно может быть для нас рентабельным... Но были и такие, кто наотрез отказывался соглашался «заключать сделку с дьяволом», несмотря на то, что это была пустая формальность, и никаких последствий ни для него, ни для кого-либо еще это иметь не могло. При этом у них отмечалось возбуждение вентролатерального участка префронтальной коры, который, как считается, участвует в формировании абстрактного мышления, а также височно-теменной спайки, «отвечающей» за моральный выбор.
Так что некоторые наши ценностные установки и жизненные принципы действительно не имеют цены: ими управляют те зоны мозга, которые не способны оперировать такими понятиями, как выгода или убыток. И такой человек действительно неподкупен.
С другой стороны, моральные установки у каждого индивидуальны. Кто-то ведь ни за что не нанесет вред своему ближнему, потому что считает это аморальным, а кто-то пойдет даже на убийство, если будет считать, что это улучшит его жизнь...